Снег на дорогах
Свежий снег, как правило, рыхлый, снежинки практически не взаимосвязаны между собой, и даже при небольшом ветре они поднимаются в воздух. По мере того, как увеличивается скорость ветра, увеличивается и количество «летающего» снега. Основная масса снега поднимается не более чем на пару десятков сантиметров над землей. Эти снежные потоки получили название «поземка». Для того чтобы она приостановилась, не нужны высокие преграды. Даже обычная полевая стерня в состоянии задержать летящий снег.
Однако при усилении ветра, снежный поток поднимается на большую высоту и превращается в низовую метель. Верхняя метель – это снегопад, во время которого снежинки спускаются вниз и там остаются. Такое явление можно наблюдать при выпадении мокрого снега, когда даже при мощных порывах ветра, он ложится ровным слоем и не движется.
Чаще всего снежинка заканчивает свое движение там, где ей впервые удалось соприкоснуться с земной поверхностью. Если ветер достаточно сильный, упав, она снова поднимается вверх и снова падает. Так, снежинка делится на части и выбивает из верхнего слоя другие частички, которые тоже принимают участие в движении. Явление, когда в воздухе летают и поднятые и опускающиеся снежинки одновременно, получило название общая метель. А если ветер очень сильный, то движение снежинок называется пургой. В последнем случае практически невозможно понять, снег падает или поднимается. Пурга бывает настолько сильной, что в радиусе нескольких метров практически ничего не видно.
Кроме всего прочего, во время пурги мелкие отломанные частички снежинок способны глубоко проникать и забиваться в одежду. Спасением от них может стать только специальная одежда. В лесостепях и степях дела со снегом обстоят не так как на Западе, где мягкий климат и влажность, так сказать, влияют на закрепление снега. В западной части страны снежные заносы – это редкое явление, хотя и осадков выпадает много.
В степях снег более сухой, и при помощи ветра он легче переносится на дальние расстояния, собираясь в сугробы, несмотря на то, что покров снега не очень высокий.
Метели, бураны и пурга очень опасны для транспортных средств. Согласно данным специалистов, при мощной метели через метр трассы за шестьдесят секунд проносится до десяти кг снега. Для того чтобы бороться с заносами и иметь возможность расчищать пути, каждый год власти выделяют огромные средства. Задействуется специальная техника для уборки и вывоза снега. Снег разметается, скалывается, счищается и вывозится. С целью защиты ж/д и автомобильных дорог от заносов используют всевозможные ограждения, которые останавливают снежный поток. Раньше для этих целей применяли деревянные щиты. Их устанавливали вдоль всех участков, где нередки метели. Однако этот метод защиты от снега оказался дорогим и трудоемким. По этой причине решили вместо щитов использовать так называемые «живые ограждения» — кусты и деревья высаживаются в несколько рядов.
При этом искусственный метод перераспределения снега вдоль трасс имеет и свои недостатки. Так, довольно близко от дороги собирается большое количество снега, которое приводит к чрезмерному увлажнению почвы и размыву дорожного полотна.